Главная Новости Форум Файлы
Муниципальное образовательное учреждение "Носовская начальная общеобразовательная школа"
Окружающий мир 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Носовская начальная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
И.о.директора школы:
________ Ю.В.Лапунова
«___» ________ 20__ г.
Рабочая программа
на 2013-2014 учебный год
по предмету «Окружающий мир»
для 4 класса
УМК «Школа России»
 Принята на педагогическом совете
№ 1 от «30» августа 2013 года
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов Лапунова Ю.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час, модуль «Основы безопасности жизнедеятельности» – 17 часов( 1 час в две недели)
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей
-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая граждански ориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества,
целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики. Знания об экологических связях формируются при изучении каждого раздела. Раскрывается разнообразное значение растений для животных (пища, кислород для дыхания, убежище).Представлены экологические группы животных, различающихся по характеру питания: вводится понятие «цепь питания», которое раскрывается на простейших примерах.
Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Развитие этой идеи , как и других идей курса, можно проследить с первых и до последних страниц учебника. Рассматривается значение каждого изучаемого природного компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное воздействие человека на все эти компоненты. Значительное внимание уделено формированию знаний о правильном, то есть экологически целесообразном поведении людей в природном окружении; эти знания помогут выработке у учащихся необходимых навыков поведения в природе, предполагающих её повседневное сбережение. Содержание курса связано со стремлением рассматривать природные компоненты в ракурсе современных экологических проблем. В учебном тексте достаточно материала о научном поиске, о науках (почвоведение, биология, зоология, экология и др.)
Внутри большинства разделов материал сгруппирован в тематические блоки. Связующим звеном между тематическими блоками в учебнике является особая рубрика – своего рода «анонс»: «На следующем уроке…». В учебнике имеется рубрика «Для самых любознательных». Важным структурным элементом учебника являются вопросы и задания. Они сгруппированы в несколько рубрик: «Подумай!», «Проверь себя», «Задания», которые содержат задания разных типов: проведи опыт; сделай своими руками; узнай у старших; придумай и нарисуй; найди и прочитай в детской книге, журнале; подготовь рассказ (устно или письменно); повтори правила и др.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций.
Программа «Зеленый дом» представляет собой систему учеб­ных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы. На первом этапе обучения (1 и II классы школы 1-4) дети знакомятся с окружающим ми­ром, включая природу, общество, человека, а в последующих классах изучают природоведение. Программа построена с уче­том присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчи­вости, любознательности и вместе с тем способности овладевать определенными теоретическими знаниями. Ее экологическую на­правленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными - «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», - что позволяет полнее учи­тывать интересы и способности детей, обеспечивать более ши­рокую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды. Программа «Зеленый дом» получа­ет развитие в средней школе, где создан новый учебный курс для V класса, обеспечивающий переход к изучению естествен­нонаучных дисциплин (биология, физика, химия и др.).
3-4 классы
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной потребности в действенном экологическом воспитании младших школьников призвано служить изучение курса «Природоведение» в 3-4 классах четырехлетней начальной школы.
Цель данного курса - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
При изучении природоведения продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по курсу «Мир вокруг нас». Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей курса является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Изучение природоведения способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразные уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности, дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые связи между организмами. Особое значение имеют модели, отражающие взаимодействие человека и природы. Они помогают учащимся прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения яркого, эмоционального рассказа учителя. Содержание и форма такого рассказа способствуют пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной литературы, практическая работа по охране природы.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением курса. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережем воду и воздух, полезные ископаемые и почву»., «Сохраним удивительный мир растений и животных». Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы, а также, между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены.
В 4 классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Продолжается изучение природоведения в 4 классе темой «Сбережем природу России», которая знакомит детей с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются поверхность, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
В программе указан минимум экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно. Целесообразно при этом заменить экскурсии полевым практикумом с выходом учащихся на несколько часов за счет времени, отведенного для экскурсий, а также теоретических занятий. Учебную работу учащихся в условиях полевого практикума следует сочетать с отдыхом, играми.
Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники 3-4 классов, определены в специальном разделе программы. В программе указана также примерная тематика дополнительных материалов для учащихся.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределить часы по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе.
Программа
4 класс (51ч.)
Земля и человечество.
Наша планета среди других планет. Форма и размеры Земли. География - одна из наук о Земле. Красота природы нашей планеты.
Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс, экватор. Вращение Земли вокруг своей оси; смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца; смена времен года. Материки и океаны. Моря. Низменности, возвышенности, горы. Изображение нашей страны на глобусе и карте полушарий.
Представление об экологических проблемах планеты: проблемы защиты океана от загрязнения, спасения джунглей, сохранения видового многообразия растений и животных, утилизация мусора. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международная Красная книга.
Практические работы: с глобусом и картой полушарий: определить стороны горизонта, найти и показать западное и восточное полушария, полюсы, экватор, океаны и материки, более глубокие и более мелкие места в океанах, низменности, возвышенности и горы на суше, нашу страну и ее столицу.
Демонстрации: смена дня и ночи, смена времен года (на теллурии).
Природа России 
Россия на карте. Равнины, горы, моря, озера, реки России (в форме путешествия по карте). Представление об островах и полуостровах. Природные зоны России: зона арктических пустынь (ледяная зона), зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь. Карта природных зон.
Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности жизни и хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Изменения в природе под влиянием человека в каждой из зон, примеры нарушения природных связей. Охрана природы каждой из зон; виды растений и животных, нуждающихся в особой охране. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление о природном равновесии. Необходимость учета природного равновесия при хозяйственной деятельности людей для предупреждения отрицательных изменений в природе.
Практические работы: найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки, острова и полуострова, изучаемые природные зоны; рассматривание гербарных экземпляров растений природных зон, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
Моделирование: цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного равновесия в результате деятельности человека.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте. План местности. Ориентирование на местности. Погода в нашем крае. Поверхность края (равнинная, гористая), ее красота. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края: восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами.
Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Ограниченность и невосстановимость запасов полезных ископаемых. Охрана недр: извлечение из сырья попутных компонентов, борьба с потерями при транспортировке полезных ископаемых, использование металлолома, замена металла пластмассами, экономия строительных материалов и топлива в быту.
Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов от загрязнения удобрениями и ядохимикатами, бензином, смазочными маслами, бытовым мусором.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Значение почв для существования живых организмов на суше. Общее представление о круговороте веществ в природе с участием растений, животных, микроорганизмов. Охрана почв от прямого уничтожения, от разрушающего действия ветра и потоков воды, от загрязнения ядохимикатами, засоления.
Лес, луг, водоем - природные сообщества. Организмы в сообществах: растения, животные, грибы, микроорганизмы, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, роль в сообществе. Взаимосвязи в сообществах.
Растениеводство края, его отрасли: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Представление о биологической защите урожая. Животноводство края, его отрасли: разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и т. д. Особенности сельского хозяйства, связанные с природными условиями. Представление о сортах культурных растений и породах домашних животных.
Правила поведения в природе: не мыть в водоемах машины, мотоциклы, мопеды, велосипеды; не выбрасывать в воду мусор; на лугах не поджигать сухую траву; не разорять гнезда шмелей, жилища бобров, ондатр; соблюдать правила разведения костра.
Экскурсии: 1-2. Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края. 3-5. Природные сообщества родного края.
Практические работы: чтение плана местности, ориентирование по солнцу, компасу и местным признакам; определение свойств полезных ископаемых своего края; рассматривание,  гербарных экземпляров растений различных сообществ, распознавание растений; рассматривание гербарных экземпляров культурных растений края, их распознавание.
Моделирование: круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края; регулирование численности растительноядных животных (в поле, саду, огороде) с помощью их природных врагов.
Демонстрации: знаки к правилам поведения в природе. Рекомендуемые обобщающие уроки: 1. Природное равновесие. 2. Судьба природы - наша судьба.
Рекомендуемая тематика дополнительных материалов для учащихся: сведения о жизни и деятельности выдающихся ученых; о географических исследованиях; о профессиях, связанных с использованием и охраной природы; о заповедниках различных природных зон; о видах растений и животных, нуждающихся в охране.
Страницы всемирной истории 
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Этот раздел поможет школьникам:
~ получить представление о том, на какие большие отрезки времени разделяют ученые историю человечества;
~ узнать, какой из этих временных отрезков самый продолжительный, а какой самый короткий;
~ познакомиться с некоторыми достижениями людей в разные исторические времена.
Страницы истории Отечества
Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Вторая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIXвека. Россия вступает в XXвек. Страницы истории 20-30-х годов. Великая война и Великая Победа. Страна, открывшая путь в космос. 
Этот раздел поможет школьникам узнать о важных событиях истории России.
Современная Россия
Основной закон России и права человека «Дети имеют право на особую защиту и помощь». Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
Этот раздел поможет учащимся:
~ получить представление о государственном устройстве нашей страны;
~ узнать, что такое права человека;
~ познакомиться с государственной символикой;
~ побывать на главных праздниках страны.
Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс
учащиеся должны знать:
~ Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
~ Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта;
~ Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
~ Некоторые современные экологические проблемы;
~ Природные зоны России;
~ Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества;
~ Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
~ Важнейшие события и великих людей отечественной истории;
~ Государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
~ Распознавать природные объекты с помощью атласа- определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма. Основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края:
~ Проводить наблюдения природных тел и явлений;
~ В учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
~ Приводить примеры животных Красной книги России, международной Красной книги и красной книги Курской области;
~ Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
~ Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
~ Приводить примеры народов России;
~ Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме природоведческого и общественного характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
~ Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
~ Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы безопасности жизнедеятельности»- модуль
«Окружающий мир « 4 класс (УМК «Школа России»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности до­рожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, учебного плана на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе:
1) Закона РФ «Об образовании» №122-ФЗ.
2) Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку (приказ МО России от 05.03.2007 №1089).
3) Примерной программы начального общего образования по ОБЖ для образовательных учреждений с учётом учебного плана МБОУ «Носовская начальная общеобразовательная школа».
4) Оценки качества подготовки выпускников начальной школы (допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ).
5) Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классах рекомендуется осуществлять по программе, составленной творческой группой авторов: Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2010г.).
.
Вид реализуемой учебной программы: основная общеобразовательная.
Исходя из целей обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе, для уроков по данному предмету на протяжении всех лет обучения в начальной школе определена единая цель.
Цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Количество часов: – 17 часов, 
Одними из основных моментов в практической реали­зации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропа­ганда знаний, обеспечение правильных действий населе­ния в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается про­грамма, обеспечивающая непрерывность обучения учащихсяпра­вильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систе­му понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопас­ного поведения в повседневной жизни в случае возникно­вения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методиче­ским пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова).Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». ( Л.П. Анастасова и др.) 3-4 кл.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного пове­дения в различных ситуациях, но и путями и средства­ми укрепления здоровья: уметь оказывать первую меди­цинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практиче­ские занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в по­вседневной жизни опасных ситуаций (например, знаком­ство с правилами дорожного движения на улицах, пло­щадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)
работа с использованием ИКТ
здоровьесберегающие упражнения и технологии.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка са­мостоятельности в принятии решений и выработка уме­ний и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Содержаниепрограммы ОБЖ
I. Основы здорового образа жизни
1.1. Основные понятия «здоровье» и здоровый образ жизни.(4 ч)
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Осно­вы здорового образа жизни и безопасность человека. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Личная гигиена.
Опасности, подстерегающие при несоблюдении личной гигиены. Чистота в жилище.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Про­филактика вредных привычек
Что надо знать о пище и режиме питания. Вредные привычки. Опасность малоподвижного образа жизни, нерационального питания.
Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека .
Вред алкоголя. Мифы о «пользе» алкоголя
1.3. Пути сохранения психического и физического здоровья.
Закаливание воли, преодоление стрессов. Охрана органов чувств, осанки.
1.4. Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Инфекционные болезни и способы профилактики, правила закаливания и занятия спортом.
II. Безопасное поведение в быту. (2 часа)
2.1Меры безопасности по дороге в школу, на уроке. Профилактика опасных ситуаций.
Перекрёстки. Маршруты «Дом-школа». ПДД. Предупредительные сигналы водителей. Световые и предупредительные сигналы автомобиля. Школа – её назначение и особенности. Опасности, подстерегающие детей в школе. Правила поведения.
2.2. Предупреждение бытового травматизма. Опасные шалости и игрушки.
Опасности электробытовых приборов.
Средства для стирки и мытья посуды, выведения пятен и дезинфекции, препараты для борьбы с насекомыми и грызунами; ацетон, бензин, перекись водорода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, сода, уксус и т.д.
ІІI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. (5 часов)
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при травмах. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
3.2. Первая медицинская помощь при травмах. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
Правила оказания помощи.
3.3. Первая медицинская помощь при кровотечении. Практические занятия
Первая медпомощь при наружном кровотечении и кровотечении из носа. Оказание первой медицинской помощи. Правила обработки ран.
3.4. Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
3.5. Первая медицинская помощь при укусах.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
IV. Защита человека в чрезвычайной ситуации. (2 часа)
4.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
Основные мероприятия ГО по защите населения. Представление о чрезвычайных ситуациях. Наводнение, ураганы. Сигнал стихийного бедствия: «Внимание всем!»
4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Стихийное бедствие – землетрясение. Поведение в чрезвычайных ситуациях. Cпособы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Правила поведения в случае, если сигнал об опасности стихийного бедствия или катастрофе застал дома, в школе.
V.Безопасное поведение на природе (4 часа)
5.1. Ориентирование на местности. Понятие ориентира.
Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, ча­сам и местным предметам.
5.2 Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Меры безопасности при разведении костра. Правила обращения с огнём в лесу.
Меры предосторожности во время грозы.
5.3. Правила поведения с животным и растительным миром в лесу.
Взаимодействие человека с природой. Дикорастущие растения, грибы, опасные животные и насекомые.
правила поведения в общении с природой и животным миром; уметь оказывать первую помощь при отравлениях ядовитыми растениями, укусах змей.
5.4. Основные правила поведения на водоёмах.
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
  • основные понятия «здоровье», «здоровый образ жиз­ни ». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания). Пути укрепления здоровья.
  • правила перехода дороги; правила движения на велосипедах.
  • основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
  • как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду.
  • меры пожарной безопасности при разведении костра.
  • правила поведения в общении с природой и животным миром.
  • способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
  • когда следует вызывать «скорую помощь» и каков по­рядок ее вызова.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
  • правильно переходить дорогу, перекресток;
  • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопас­ную переправу через небольшой ручей или канаву. Развести и погасить костер;
  • вызвать «скорую помощь», оказать первую медицин­скую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, неболь­шом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кро­вотечении из носа;
  • оказать первую медицинскую помощь при травме опор­но-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена);
  • предотвращать опасные ситуации;
  • правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру и ОБЖ
школа - МБОУ «Носовская начальнаяобщеобразовательная школа»
класс - 4
учитель – Лапунова Юлия Владимировна
всего68 часов, в неделю 2 часа
в 1-й четверти – 18
во 2-й четверти – 14
в 3-й четверти – 20
в 4-й четверти – 16
Учебник
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010.
Программа – «Школа России»
Дополнительная литература
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1-М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2004.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты.- М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса (авт. А. А. Плешаков, издательство «Вита-Пресс»).
Поурочные разработки к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев, издательство «Просвещение»).
Плешаков А.А Окружающий мир: Комплект учебных таблиц и методические рекомендации к нему (авт. А. А. Плешаков, Е. О. Яременко, издательство «Дрофа»).
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 4 класс/Сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд.,-М .: ВАКО, 2011
Тематическое планирование
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
План
Факт
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
I четверть – 18 часов
Земля и человечество
1
Мир глазами астронома
1
комбини-рованный
Солнце. Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.
Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете
текущий

вопросы «Проверь себя»
2
Планеты Солнечной системы. Практическая работа
1
комбини-рованный
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.
Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать
с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели
фронталь-ный опрос
вопросы
с. 15, задания 1, 2
3
ОБЖ: Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
1
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Личная гигиена.
Опасности, подстерегающие при несоблюдении личной гигиены. Чистота в жилище.
Знать о роли здоровья в жизни человека, ознакомить с факторами, влияющими на здоровье;
знать правила личной гигиены. Уметь пользоваться методами и средствами личной гигиены.
Словесный
Проблемно-поисковый ИКТ
4
Звездное небо – великая книга
Природы
1
комбини-рованный
Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий
фронталь-ный опрос
«Проверь себя»,
написать
памятку
5
Мир глазами географа.
Глобус
и географическая карта
1
комбини-рованный
Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
фронталь-ный опрос
вопросы
«Проверь себя», задания 1, 2
6
ОБЖ: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.
1
. Что надо знать о пище и режиме питания. Вредные привычки. Опасность малоподвижного образа жизни, нерационального питания.
Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека .
Вред алкоголя. Мифы о «пользе» алкоголя
Знать правила питания, вредность табакокурения и употребления наркотических веществ, алкоголя.
Уметь вовремя сказать «нет» вредным привычкам.
Словесный
Проблемно-поисковый
ИКТ
7
Пояса Земли
1
Практи-ческого примене-ния знаний
Условия жизни
на Земле: свет,
тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба)
Знать тепловые пояса Земли.
Уметь показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли
фронталь-ный опрос
вопросы,
задания
1, 2
8
Мир глазами историка
1
комбини-рованный
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества
Тест
(10 мин)
вопросы, задания
1, 2
9
ОБЖ: Пути сохранения психического и физического здоровья.
Закаливание воли, преодоление стрессов.
Охрана органов чувств, осанки.
. Знать пути укрепления здоровья.
Уметь вести здоровый образ жизни
Словесный
Проблемно-поисковый
ИКТ
Словесный
Проблемно-поисковый
ИКТ
10
Когда и где? История – путешествие в глубь времен
Прошлое
и настоящее глазами
эколога
1
Урок-игра
Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека
от природы и ее состояния
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени
Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу,
выполнение правил
поведения в природе
и участие в ее охране
фронталь-ный опрос
вопросы,
задания
1, 2
11
Сокровища Земли под охраной человечества
1
комбини-рованный
Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе. Охрана растительного и животного мира
Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу
фронталь-ный опрос
С. 54–62, вопросы, задания
по выбору
12
ОБЖ:Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Знать инфекционные болезни и способы профилактики, правила закаливания и занятия спортом. Уметь вести здоровый образ жизни.
Практическое занятие.
ИКТ
13
Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.
1
Урок-контроля
Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике
Самостоятельная
работа

Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир»
Природа России
14
Равнины и горы России
1
экскурсия
Россия на карте.
Неживая и живая
природа.
Формы земной
поверхности.
Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина
Знать понятия «равнины», «горы».
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
фронталь-ный опрос
вопросы «Проверь себя», текст
«Заповедники России» прочитать
15
Меры безопасности по дороге в школу, на уроке. Профилактика опасных ситуаций.
Перекрёстки. Маршруты «Дом-школа». ПДД. Предупредительные сигналы водителей. Световые и предупредительные сигналы автомобиля. Школа – её назначение и особенности. Опасности, подстерегающие детей в школе. Правила поведения
Знать наиболее безопасные маршруты в школу, магазин и другие места. Знать предупредитель-ные сигналы водителя, правила поведения в школе.
Уметь предотвращать опасные ситуации.
Репродуктивный
Словесный
Проблемно-поисковый
ИКТ
16
Моря, озера и реки России
1
комбини-рованный
Водоемы, их разнообразие, использование человеком
Знать виды водоемов.
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)
Тест
(10 мин)
С. 72–77,
задание 4
17
Зона арктических пустынь
1
комбини-рованный
Растения и животные, их разнообразие. Понимание
связи неживой
и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь
фронталь-ный опрос
С. 78–86,
вопросы «Проверь себя»,
задание 2
18
ОБЖ: Предупреждение бытового травматизма. Опасные шалости и игрушки
Опасности электробытовых приборов.
Средства для стирки и мытья посуды, выведения пятен и дезинфекции, препараты для борьбы с насекомыми и грызунами; ацетон, бензин, перекись водорода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, сода, уксус и т.д.
Знать, как уберечься от ударов электрическим током. Уметь пользоваться электробытовыми приборами.
Знать, как избежать отравлений препаратами бытовой химии; правила пользования ими
19
Тундра. Природа тундры
1
комбини-рованный
Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.
Условия, необходимые для жизни
Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры
фронталь-ный опрос
С. 87–97,
задания 1, 3 (по вариантам)
20
Леса России
Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» (15 мин)
1
Урок- игра
Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой
и живой природы
Знать общие условия, необходимые
для жизни живых
организмов, правила
поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных леса
графичес-кий диктант
С. 98–105, задание 1
21
ОБЖ: Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах.
знать правила поведения при бытовом травматизме, его предупреждение, оказание первой помощи и самопомощи при небольших повреждениях кожи; уметь оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, ушибах.
Словесный
Проблемно-поисковый ИКТ
22
Зона степей
1
комбини-рованный
Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей
фронталь-ный опрос
С. 114– 122,
задания
1, 2
23
Пустыни
1
комбини-рованный
Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны, охрана природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить
примеры представителей разных групп
растений и животных пустыни
фронталь-ный опрос
С. 122–
131,
ответы на вопросы,
задания
1, 2
II четверть – 14 часов
24 (1)
У Черного
моря
1
комбини-рованный
Растительный
и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу зоны
Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
фронталь-ный опрос
задания
1, 4
25 (2)
ОБЖ: Первая медицинская помощь при травмах
Травмы опорно-двигательного аппарата.
Правила оказания помощи.
Знать правила оказания помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Уметь накладывать шины и повязки.
Словесный
Проблемно-поисковый ИКТ
26 (3)
Экологическое равновесие
Обобщение по разделу «Природа
России». Проверочная работа.
1
комбини-рованный
Урок
контроля
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе
Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
правила поведения
в природе
Уметь использовать
полученные знания
для поиска дополнительной информации о родной стране
Работа с Красной книгой родного края
Тест
Тематичес-кий
под-готовить сообщение по проблеме
Родной край – часть большой страны
27 (4)
Наш край
1
комбини-рованный
Наблюдение
в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности
Знать название родного города (села).
Уметь показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде
текущий

устный рассказ «Мой край»
28 (5)
Поверхность нашего края
1
комбини-рованный
Особенности
поверхности
(на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)
Уметь показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы
текущий
задания 1–3, вопросы «Проверь себя»
29
(6)
ОБЖ: Первая медицинская помощь при кровотечении.
Первая медпомощь при наружном кровотечении и кровотечении из носа. Правила обработки ран.
Знать правила оказания помощи при наружном кровотечении и кровотечении из носа, правила обработки ран. Уметь оказывать помощь при кровотечениях.
Практическое занятие. ИКТ
30 (7)
Водоемы нашего края
1
комбини-рованный
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)
Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки
Графичес-кий диктант
вопросы, задание 2
31
(8)
Наши подземные богатства
Земля-кормилица
1
комбини-рованный
Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения
Почва, ее состав
Уметь использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах
Знать понятие «почва», состав воды и почв.
Уметь определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы
текущий
вопросы, задание 3
32 (9)
ОБЖ: Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении
.
Правила оказания помощи при ожогах и обморожении.
Знать правила оказания помощи при ожогах и обморожениях. Уметь оказать помощь при ожогах и обморожении.
Практическое занятие. ИКТ
33 (10)
Жизнь леса. Лес – при-
родное сообщество
1
комбини-рованный
Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)
Знать основные правила поведения в окружающей среде.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)
работа с Красной книгой
вопросы, задание 3
34 (12)
Жизнь луга. Луг – при-
родное сообщество
1
комбини-рованный
графичес-кий диктант
вопросы, задание 5
35
(13)
Жизнь
пресного
водоема
1
Урок- игра
текущий. фрон-тальный опрос
вопросы, задание 3
36
(14)
ОБЖ: Первая медицинская помощь при укусах
.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Знать правила поведения с животными и насекомыми. Уметь оказывать помощь при укусе животных и насекомых.
Практическое занятие. ИКТ
37 (15)
Растениевод-ство
в нашем крае
Незаметные защитники урожая
1
комбини-рованный
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям
Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным
Знать отрасли растениеводства в родном крае.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями
Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями
Тест
(10 мин)

вопросы
38 (16)
Животновод-ство
в нашем крае
1
комбини-рованный
Роль животных
в жизни людей,
бережное отношение к животным
Знать отрасли животноводства в родном крае.
Уметь ухаживать за домашними животными
фрон-тальный опрос
вопросы, задание 3
III четверть – 20 часов
39 (1)
Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны». Проверочная работа.
1
Урок контроля
Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе
Знать природные сообщества родного края.
Уметь выполнять
правила поведения
в природе
Тест

вопрос 4
40
(2)
ОБЖ: Чрезвычайные ситуации мирного  времени.
.
Основные мероприятия ГО по защите населения. Представление о чрезвычайных ситуациях. Наводнение, ураганы.
Сигнал стихийного бедствия: «Внимание всем!»
знать приёмы и способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
уметь пользоваться простейшими средствами защиты органов дыхания.
Словесный
Проблемно-поисковый ИКТ
Страницы всемирной истории
41 (3)
Начало истории человечества
1
комбини-рованный
Человек – часть
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.
Способы познания окружающего мира
Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени
фрон-тальный опрос

вопросы,
задания
1–3
42 (4)
Мир древности: далекий
и близкий
1
комбини-рованный
Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени
фрон-тальный опрос
вопросы,
задание 2
43 (5)
Средние века: время рыцарей и замков
1
комбини-рованный
Знать историю средних веков
фрон-тальный опрос
вопросы,
задания
1–3
44
(6)
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
.
Стихийное бедствие – землетрясение. Поведение в чрезвычайных ситуациях.
Знать способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Знать, что делать, если сигнал об опасности стихийного бедствия или катастрофе застал дома, в школе.
уметь пользоваться простейшими средствами защиты органов дыхания.
Практическое занятие. ИКТ
45 (7)
Новое время: встреча
Европы
и Америки
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей нового времени.
Уметь работать с географической картой
фрон-тальный опрос
вопросы,
задания
1, 2
46 (8)
Новейшее время: история продолжается сегодня
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать выдающихся людей новейшего времени
фрон-тальный опрос
вопросы,
задания
1, 2
47 (9)
ОБЖ: Ориентирование на местности. Понятие ориентира.
Ориентирование на местности по солнцу, часам и местным признакам.
Знать местные и лесные ориентиры; уметь ими пользоваться, если заблудился
Словесный
Проблемно-поисковый
ИКТ
Страницы истории Отечества
48 (10)
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
1
комбини-рованный
История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России
Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества
фрон-тальный опрос
вопросы,
задания
1–4
49(11)
Страна
городов
1
комбини-рованный
тематичес-кий
вопросы, задание 2

50
(12)
ОБЖ: Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра
.
Меры безопасности при разведении костра. Правила обращения с огнём в лесу.
Меры предосторожности во время грозы.
Знать правила обращения с огнём в лесу; меры предосторожности во время грозы; правила поведения при пожаре.
Словесный
Проблемно-поисковый ИКТ
51 (13)
Из книжной сокровищницы Древней Руси
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры
Знать музеи России.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества
фрон-тальный опрос
вопросы, задания
52 (14)
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
1
комбини-рованный
Россия на карте
(границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.
Охрана памятников истории и культуры
Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать
события Куликовской
битвы
фрон-тальный опрос
вопросы,
задание 2
53 (15)
Куликовская
битва
1
комбини-рованный
фрон-тальный опрос
вопросы,
задания
1, 2
54 (16)
Иван Третий
1
комбини-рованный
Знать реформы Ивана Третьего.
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества
фрон-тальный опрос
вопросы,
задания
1, 2
55
(17)
ОБЖ: Правила поведения с животным и растительным миром в лесу
.
Взаимодействие человека с природой. Дикорастущие растения, грибы,  опасные животные и насекомые.
Знать правила поведения в общении с природой и животным миром; уметь оказывать первую помощь при отравлениях ядовитыми растениями, укусах змей и насекомых
Словесный
Проблемно-поисковый
Практический
ИКТ
56 (18)
Мастера печатных дел
Патриоты
России
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.
Уметь использовать
полученные знания
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
фрон-тальный опрос
вопросы,
задание 2
57 (19)
Петр Великий
1
комбини-рованный
Выдающиеся
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург
тест
(10 мин)
вопросы, задание по вари-
антам
58 (20)
Михаил
Васильевич Ломоносов
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать историю развития образования на Руси
фрон-тальный опрос

вопросы
59 (21)
Екатерина
Великая
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать реформы Екатерины Великой
тематичес-кий
вопросы, задания 1, 2
60
ОБЖ: Основные правила поведения на водоёмах.
.
Безопасное поведение при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.
Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства. Правила оказания помощи при утоплении.
Знать правила поведения на водоёме в разные времена года. Уметь пользоваться спасательными средствами; оказать помощь при утоплении.
Словесный
Проблемно-поисковый ИКТ
IV четверть – 16 часов
61 (1)
Отечественная война 1812 года
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох
Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.
Уметь работать с исторической картой
фрон-тальный опрос

вопросы, задание 2
62 (2)
Страницы истории
XIX века
Россия вступает в XX век
1
комбини-рованный
Россия на карте
(границы, города, места изученных исторических
событий)
Знать историю России XIX века.
Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России
фрон-тальный опрос

вопросы, задание 2
63 (3)
Страницы истории 20–30-х годов
1
комбини-рованный
Россия на карте
(границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена
Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах.
Уметь описывать исторические события в начале XX века в России
фрон-тальный опрос

вопросы,
задание 2
64 (4)
Великая война и Великая Победа
1
комбини-рованный
Государственные праздники (День Победы)
Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого
космонавта, выдающихся людей
фрон-тальный опрос

вопросы,
задание 2
65 (5)
Страна, открывшая путь в космос
1
комбини-рованный
Выдающиеся люди разных эпох.
Государственные праздники
Уметь описывать
исторические события, пользуясь исторической картой
фрон-тальный опрос
вопросы, задание 3
Современная Россия (9 ч)
66(6)
Основной
закон России и права человека
«Дети имеют право на особую заботу
и помощь»
Мы – граждане России
1
комбини-рованный
Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
(День Конституции)
Знать государственные праздники, Основной
закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации
фрон-тальный опрос

вопросы,
задание 2
67 (7)
Славные символы России
Такие разные праздники
1
комбини-рованный
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна
Государственные праздники (День
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)
Знать государственную символику России.
Уметь описывать историю создания гимна,
герба, флага
фрон-тальный опрос

вопросы,
задание
12
68 (8)
Путешествие по России
1
комбини-рованный
Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры
Знать города России, правила работы с географической картой.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране
текущий
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по окружающему миру
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4»ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя




Пользователям
Логин   
Пароль 


 

Новости
В данном разделе новостей нет